Болят ноги после пуантов
Стопы балерин были и остаются под пристальным вниманием любителей балета. Зрелище это чаще всего скрыто от глаз широкой публики, но изображения, получившие популярность в интернете и социальных сетях, шокируют: огромные мозоли, огрубевшие пальцы, почти нет ногтей, утолщенные кости… Чтобы хоть немного этого избежать, балерины применяют комплекс мер для поддержания здоровья стоп – своего главного профессионального актива.
Гигиена сразу после репетиции во избежание инфекций
После занятий нужно сразу промывать стопы в теплой мыльной воде. Во время репетиций могут лопнуть мозоли, а это всегда влечёт за собой размножение бактерий, что недопустимо.
Просушка и стирка балетной обуви
Поддерживать чистоту мягкой обуви несложно, достаточно своевременно стирать ее. То же касается и пуант. Сейчас делают такие пуанты, которые можно стирать даже в стиральной машине – их стелька и стаканчик сделаны из пластика, поэтому это никак не влияет на форму и внешний вид обуви.
Если пуанты традиционные, их следует просушивать после каждой репетиции.
Чистая стопа – в чистую обувь!
Короткие ногти, срезанные поперёк
Нельзя допускать, чтобы ногти на ногах врастали – это причиняет сильную боль во время танца на пуантах и становится местом для размножения бактерий. Ногти должны быть срезаны поперек, довольно коротко.
Оставлять твердые мозоли
Как это ни странно, но твердые мозоли – это не всегда плохо. Рекомендуется даже не снимать полностью огрубевшую кожу, а оставить, убрав только самый верхний слой. Мозоли защищают те неровности стопы, которые образуются за годы работы в балете, не давая новым ранам образоваться.
Избегать покрытия ногтей лаком
Это нужно, чтобы в случае травмирования пальцев быстро оценить ситуацию по цвету ногтя. А если нанесено покрытие, будет сложно понять, что произошло и насколько серьезно повреждение.
Лечение волдырей
Водяные мозоли – не редкость, если танцуешь на пальцах, особенно, когда пара обуви новая.
Всегда нужно иметь с собой пластыри, медицинский клей, перекись водорода на случай, если образуется открытая рана – оказать себе первую помощь.
Чтобы свести к минимуму появление волдырей, нужно правильно “разбивать” пуанты под свою стопу, а также следить за тем, чтобы обычная уличная обувь лишний раз не натирала стопы и была удобной.
Межпальцевые подушечки. Защита большого пальца
Сейчас производится множество аксессуаров для балета, в том числе и для защиты пальцев ног.
Самое популярное – вкладыши в пуанты. Ими оборачивают пальцы и снижают трение со стаканчиками пуант выступающих костей.
Важно защищать большой палец-на него приходится самая большая нагрузка. Очень часто можно увидеть, что балерины используют специальную подушечку, отделяющую большой палец от всех остальных, перед этим обернув его дополнительно специальной лентой или пластырем.
Это позволяет хотя бы немного снизить риск потери ногтя.
Мягкие вкладыши в пуанты
Массаж
Танцовщикам показан массаж всего тела, а вместе с ним и стоп, ведь на них приходится основная нагрузка.
Солевые ванночки
Натруженные стопы танцовщиц можно успокоить ванночками с морской солью или на травах. Однако, не рекомендуется это делать при открытых свежих ранах, чтобы не раздражать их.
Солевые ванны не следует принимать долго, потому что это может слишком размягчить мозоли, которые защищают стопу, и на их месте в процессе работы могут появиться свежие, которые причиняют дополнительную боль.
Читайте также:
Почему артисты балета испытывают наслаждение от боли?
Изувеченные пуантами ноги балерин
Как выглядят пуанты внутри и из чего сделаны?
Источник
Стопы балерин являются объектом пристального внимания с тех самых пор, когда легкую ножку танцовщицы увидели без балетной обуви – пуант. Годы работы в балете оставляют отпечаток на ногах танцовщика, и, к сожалению, этот процесс иногда необратимый.
Стопа принимает на себя нагрузку всего тела, а это в среднем 45-55 кг на 2 квадратных сантиметра (если танец на пальцах).
Стопа человека состоит из 28 костей (предплюсневые, плюсневые, фаланги и пальцы). Пальцы в свою очередь разделяют по их длине на разные типы. Есть много вариантов этой классификации, остановимся на этой:
С античности и до эпохи Возрождения греческий тип стопы считался эталоном красоты. Для балета наиболее приемлема римский тип пальцев, потому что одинаковая длина позволяет равномерно распределить нагрузку на пальцы.
Итак, какие видоизменения стопы происходят у артистов за годы работы в балете?
1. Распластанность переднего отдела стопы (поперечное плоскостопие). С детства артист балета опирается на передний отдел, а не на всю стопу. У танцовщиков (мужчин в балете) ослабевают подошвенные мышцы и опускается внутренний свод стопы. У балерин продольный свод не опускается, потому что положение стопы в пуантах укрепляет подошвенные и голеностопные мышцы.
2. Отклонение большого пальца наружу. Это происходит в связи с расхождением плюсневых костей и ослаблением сгибателя пальца из-за узкой балетной обуви и положения стопы на пуантах.
3.“Рабочая” гипертрофия костей стопы, т. е. утолщение костей второго и третьего пальца (выглядят как мозоли). Это приспособление костей стопы в ответ на нагрузку во время всей сценической жизни артиста.
Такое видоизменение, кстати, обратимо: после завершения карьеры и снижения нагрузок, толщина кости частично возвращается к исходному виду.
4. Натоптыши и омозолелости.
5. Ранние признаки старения стопы: разрастание костей по краям, деление одной кости на доли. Эти явление обнаруживаются у балерин к 30 годам.
6. Планталгия – боль на подошвенной поверхности стопы, возникающая в центре стопы в результате большой нагрузки и нефизиологического положения стопы в пуантах.
7. Продольное или поперечное плоскостопие возникает из-за нагрузок, слабости связочного аппарата и неудобной обуви.
8. Вросшие ногти при коротком подстригании ногтевой пластины.
Нередко деформации стопы ведут к травмам, несовместимым с профессией. Поэтому стопам должно уделяться должное внимание и уход.
- Для предупреждения плоскостопия показан массаж стопы.
- При начальном увеличении кости большого пальца необходимы профилактические мероприятия: теплые ванны, гимнастика в теплой воде, ношение поролонового разделителя между первым и вторым пальцем.
- При изменениях второго пальца рекомендуется обматывать его пластырем во время тренировок.
- От натоптышей – теплые ванны с питьевой содой и мыльным раствором. Омозолелая кожа размягчается и удаляется гигиенической пилкой, после чего смазывается кремом.
- При болях на подошвенной поверхности стопы лечебный эффект дают теплые ванны, полуспиртовые компрессы и массаж.
Не стоит пугаться списка последствий для голеностопа в балете, потому что при правильной работе в зале, а затем правильном ежедневном уходе за стопами танцовщики могут сохранить трудоспособность стоп на долгие годы.
Берегите свои стопы!)
Поддержать канал “Всем балет!” можно по ссылке. Спасибо!
Источник
Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балетаВ оздоровительных целях физические упражнения применялись в глубокой древности. Они применялись для укрепления здоровья мужчин, создания красивых пропорций тела. Гигиеническая гимнастика проводится утром после сна. Основное назначение гимнастики тонизирующее: улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и повышения обмена веществ и подготовка к последующим физическим нагрузкам. Длительность ее составляет 20 мин, лучше если она проводится с музыкальным сопровождением. Для артистов балета в процессе их профессиональной деятельности, особенно при исполнении дуэтного танца, современного танца, важное значение имеет сила и выносливость мышц спины и живота. Выносливость мышц живота определяется по секундомеру в положении лежа на спине и поднятии одновременно обеих ног под углом 30°. Время, в течение которого учащийся или артист балета удерживает ноги в этом положении, определяет выносливость мышц живота. В среднем это время у хорошо тренированных лиц равно 3 мин и более. Исследования показали, что у учащихся хореографических училищ выносливость мышц живота снижена и равна 15—45 с, а у артистов балета— 1 мин. Это явно недостаточно. Повреждения стопы у артистов балетаАртисты балета должны знать основные повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могут встретиться в их повседневной деятельности, а также знать тактику поведения при возникновении заболевания или травмы, при оказании первой доврачебной помощи. Большие осложнения могут возникнуть, когда артист балета занимается самолечением или своевременно не обращается к врачу при возникновении болезненности в том или другом отделе опорно-двигательного аппарата. Даже мелкие травмы и перегрузки, накапливаясь, могут вызвать патологические изменения тканей, которые в дальнейшем являются препятствием для полного излечения. Разрывы и ущемления капсульно-связочного аппарата межфаланговых и плюснефаланговых суставов стопы являются специфической травмой, обусловленной особенностями их трудовой деятельности. Наибольшее количество этих травм наблюдается у мужчин-танцовщиков в связи с наличием у них мягкой обуви и значительных силовых приемов во время танцев. Механизм этих травм — подворачивание пальца в подошвенную сторону при неудачном приземлении после прыжка, приземление на концевую фалангу пальца, а не на головки плюсневых костей, резкое тыльное переразгибание пальца во время приземления на колено, удар пальцем стопы о рейку сцены, декорации или партнера. Причинами травмы следует считать усталость, грубое приземление, несогласованность действий партнеров и неудовлетворительное состояние планшета сцены. Диагностика этих повреждений не представляет трудности. Во время травмы возникает резкая боль, нарушение функции пальца, рефлекторная контрактура, появляется отек и часто гемартроз сустава. Гемартроз определяется в виде тестоватой припухлости на тыльной поверхности плюснефалангового сустава, так как на этом месте капсула сустава тонкая и не укреплена связками, а также на тыльной поверхности межфалаигового сустава и с подошвенной стороны. Осевая нагрузка на палец безболезненная в отличие от перелома фаланг или плюсневой кости, когда осевая нагрузка вызывает резкую боль. На рентгенограмме костной патологии не обнаруживается. Первую помощь оказывают на месте путем орошения хлорэтилом или новокаиновой блокады для снятия болей. После этого сустав пальца фиксируют лейкопластырной лентой продольно с укреплением ее круговыми полосками. В первые сутки рекомендуется холод в виде пузыря со льдом. Со 2—3-го дня можно применять теплые ванны (температура 35°С), полуспиртовые компрессы. Затем применяются физиотерапевтические процедуры— УВЧ, парафино-озокеритовые аппликации, легкая лечебная гимнастика. Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков 8—10, у балерин—11—14 дней. – Также рекомендуем “Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров” Оглавление темы “Болезни и травмы стоп у танцоров”:
|
Источник
Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. И балерины предстают в нем грациозными и легкими бабочками, на которых не действует сила притяжения. Но добиться такой легкости представительницам прекрасного пола удается исключительно упорным трудом, приводящего к появлению профессиональных заболеваний, среди которых самым распространённым, является деформированная стопа.
Особенности
Нога, а точнее, обе стройные ножки у балерин являются самым уязвимым местом. Несмотря на то, что они выносливые, крепкие, сильные и способны выдерживать вес тела, перенося нагрузку исключительно на цыпочки, нижние конечности испытывают колоссальные нагрузки и часто травмируются.
Об этой стороне медали зрители не знают, так как об этой проблеме принято говорить только за кулисами. Самыми частыми травмами, которые получают балерины, являются переломы, растяжения и вывихи. В балетной практике случаются и переломы бедра, влекущие за собой множество проблем, включая полный запрет на занятия танцами в дальнейшем.
«Для всех балерин, решивших посвятить себя этому виду танца обязательным условием, является ломка подъема верхнего стопного отдела, заключающаяся в принудительном и болезненном растяжении связок. Для того чтобы получить необходимый антианатомический изгиб, танцовщицы используют различные способы.
Так как ноги у балерин постоянно испытывают колоссальные нагрузки, связочный аппарат не выдерживает и ослабевает. Без специальной поддержки пуантов нижние конечности легко подворачиваются, что влечет за собой различные травмы, в результате которых возникает тромбофлебит, артроз и артрит, с возрастом приводящие к полной инвалидизации».
Первыми признаками заболеваний нижних конечностей является нарушение кровотока и лимфооттока. Ногти на ногах утолщаются и меняют цвет либо становятся ломкими и слезают. Постепенно начинают появляться венозные утолщения, которые сильно выделяются после длительных занятий или выступлений.
Многие начинающие танцовщицы считают, что это всего лишь косметический дефект, но со временем вены начинают утолщаться, становится извилистыми, что приводи к тромбофлебиту. Ноги начинают болеть, и появляется тяжесть, все это происходит из-за кислородного голодания мышечного аппарата нижних конечностей, именно из-за этого в венах застаивается кровь.
Через некоторое время недостаток кислорода начнет проявлять себя через судороги, отечность, зуд и высыпания на коже. В запущенной стадии недуга на нижних конечностях появляются язвы, разрыв вен с последующим кровотечением.
Вальгусная деформация
Стопы балерин без специализированной обуви выглядят, мягко говоря, непривлекательно. Еще одним характерным признаком, который чаще всего встречается у танцовщиц, является вальгусная деформация, представленная шишкой на большом пальце.
Возникает она из-за сильных перегрузок, которым балерины подвергают себя во время тренировок и выступлений. Деформация проявляется видимыми утолщениями, мешающими надевать обувь и вызывающими дискомфорт. Помимо того, что деформация имеет неэстетичный вид, она еще может воспаляться и кровоточить. Искривленный большой палец со временем приводит к тому, что происходит стороннее смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы.Во время выступлений на стопы танцовщиц оказывается непосильная нагрузка, в результате которой с течением времени передний свод стопы становится распластанным. Постоянное движение на носочках приводит к развитию поперечного плоскостопия и расхождению крайних плюсневых костей в стороны. Эти изменения приводят к расширению переднего отдела стопы и вальгусной деформации. К тому же плюсневые кости утолщаются, и изменяется длина пальцев нижних конечностей. Именно по этой причине балерины сталкиваются с деформацией стопы и шишками на больших пальцах.
Симптомы
Симптомы заболевания обуславливаются наличием бурсита больших пальцев нижних конечностей. Помимо выпирающей косточки, пациенток постоянно беспокоят боли, отеки и деформация стопы. Также появляются мозоли, из-за которых носить любую обувь, оказывающую давление на стопу становится невозможным.
Диагностика
При первичном осмотре врач выслушивает жалобы, составляет анамнез. Пациенток могут беспокоить неприятные ощущения в большом пальце при тренировках и ходьбе. Их вызывает дегенеративные процессы, протекающие внутри суставного хряща из-за повышенных нагрузок. Со временем боли становятся сильнее и деформация увеличивается и уже прощупывается при осмотре ступни.
Помимо внешнего осмотра, ортопед назначает рентгенографию, чтобы посмотреть насколько серьезно деформировалась стопа и плюсневые кости. Также может быть проведено УЗИ для диагностики состояния сосудов в стопе, так как именно они в первую очередь страдают от тесных пуантов и постоянных нагрузок. Исходя из полученных данных, назначается необходимая терапия.
Так как ни одна балерина не откажется от танцев, им рекомендуют тщательно следить за нагрузкой на ступни и выбирать более-менее удобную обувь и не запускать профессиональные болезни.
Лечение
В первую очередь при вальгусной деформации ортопеды назначают снижение нагрузки на стопу и ношение удобной ортопедической обуви. Также можно носить специальную шину или фиксатор, позволяющую выравнивать деформацию большого пальца нижних конечностей. Все они действуют исключительно на начальной стадии заболевания.
Для лечения деформации стопы и шишки на большом пальце назначают нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапию. Они помогают снять болевые ощущения и снизить внутрисуставное воспаление.
Операция
Зачастую консервативное лечение не дает желаемых результатов, и ортопед назначает оперативное вмешательство. Подобрать ту или иную методику сложно, так как их насчитывается более сотни, но все же самой антитравматичной и безопасной является лазерная коррекция вальгусной деформации.
Хирургическое лечение позволяет удалить выпирающий участок деформированной кости, реконструировать плюсневые кости и фалангу пальца после иссечения, а также усилить мышечный корсет вокруг фаланги таким образом, чтобы не возникало рецидивов. Какой именно хирургический метод выбрать определит врач, отталкиваясь от запущенности недуга и степени деформации сустава.
Реабилитация
В зависимости от того насколько травматичной была операция реабилитация может длиться от недели до нескольких месяцев. Чтобы избежать болезненных ощущений, исключить травмы заживающих тканей и костей, а также улучшить регенерацию, необходимо носить бандаж и специальную ортопедическую обувь и стельки. Первое время могут понадобиться костыли.
У пациенток с сильной деформацией и воспалительным процессом регенерация проходит дольше и чтобы ее ускорить назначается физиотерапия и прием противовоспалительных препаратов.
Придерживаясь всех предписаний врача, а также следя за здоровьем своих ног развитие профессиональных заболеваний стоп можно избежать либо облегчить их течение. Будьте здоровы.
Поделиться:
Источник