Диф диагностика болей в животе у детей

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Дети часто жалуются на боль в животе. Как правило у родителей такие симптомы не вызывают опасения. Зачастую, так оно и есть: причиной боли в животе у детей может быть запор, переедание, расстройство желудка и другие желудочно-кишечные временные недомогания. Если боль длится несколько часов, стоит обратиться к врачу и провести обследование.

[1], [2], [3]

Причины боли в животе у детей

Если ребенок вдруг пожаловался на боль в животе, поднимать панику раньше времени не стоит. В первую очередь надо обратить внимание на возраст ребенка, ведь некоторые заболевания имеют возрастной характер. К слову, характер боли также может о многом рассказать. Существует два вида боли в животе: острая (разовая) и хроническая (возвращающаяся).

Хроническая боль, которая вплоть до нескольких месяцев периодически возобновляется и сопровождается дополнительными симптомами, например, поносом, говорит о возможных стрессах. Чаще всего это проявляется из-за эмоционального напряжения на фоне учебы в школе, ссор родителей или трагедий в семье.

Физиологические факторы, например, бессонница, понос, непереносимость жиров и сахаров также могут быть причиной возвращающихся болей. Не стоит часто баловать детей сладкими сильногазированными напитками, кофе, так как это также может стать причиной болей в животе. Язвы стенок кишечника, болезнь Крона, язвенный колит толстого кишечника, понос с кровавыми выделениями, потеря веса, анемия также могут быть источником боли.

Острая боль, которая не проходит несколько часов и имеет стихийный характер проявления, может сигнализировать как о более серьезных проблемах, так и неправильной диете. Боли в животе у детей могут сопровождаться такими симптомами, как повышенная температура, рвота, понос. Чтобы лучше разобраться с тем, как лечить ребенка, нужно немедленно обратиться за консультацией к педиатру.

[4], [5]

Возрастные особенности боли в животе у детей

[6]

Младенцы до шести месяцев:

  • колики (остатки воздуха в органах пищеварения);
  • закупорка желудка;
  • запор.

Обычно эти факторы боли в животе у детей сопровождаются плачем, беспокойством, плохим сном и исчезают, в большинстве случаев с взрослением младенца. 

Дети в возрасте от 6-ти месяцев: 

  • воспаление желудка и кишечника (гастрит, колит, гастроэнтерит);
  • паховая грыжа (опухоль в нижней части живота, выходящая в районе паха);
  • респираторные заболевания. 

Данные факторы имеют инфекционный характер и сопровождаются потерей аппетита, рвотой и болями в нижней части брюшной полости. Если присутствуют боли в паху, следует готовиться к хирургическому вмешательству, однако не стоит путать паховую грыжу с воспалением в мошонке. В любом случае дальнейшие действия родителей должны координироваться лечащим врачом.

[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

Дети дошкольного возраста:

  • запор;
  • инфекции мочевого тракта;
  • пневмония;
  • серповидно-клеточная анемия;
  • пищевое отравление.

Запор может исчезнуть уже после испражнения. Инфекция мочевого тракта сопровождается высокой температурой и резями в области половых органов во время мочеиспускания. При пневмонии появляется кашель, боль в груди. При малокровии болит спина, грудь, руки и ноги.

[18], [19], [20]

Дети школьного возраста:

  • воспалетельные процессы в выстилающих тканях желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерит);
  • вирусы и инфекции;
  • травмы живота;
  • пневмония;
  • инфекции мочевого тракта;
  • серповидно-клеточная анемия;
  • острый аппендицит;
  • болезненная менструация, инфекционное воспаление органов области таза, венерические заболевания (для девочек).

[21], [22], [23]

Симптомы боли в животе у детей

Некоторые симптомы, как мы уже упоминали, говорят о том, что родителям стоит отвести свое чадо к врачу. Вот некоторые из них:

  • тошнота, рвота, рези в животе,
  • понос и кровавые выделения в стуле,
  • продолжительность боли – более 2 часов,
  • сонливость, апатия, гиподинамия,
  • проявление боли в животе у ребенка при ходьбе,
  • ночные боли в животе, мешающие сну,
  • рези в области яичек,
  • потеря веса,
  • травма брюшной полости,
  • опухоль и пульсирующие движения внутри живота,
  • возобновление боли во время или после еды,
  • возобновление боли перед тем, как сходить в туалет “по-большому”,
  • появление боли при нажатии на живот,
  • нарушение норм в анализах крови и мочи,
  • инфекция мочеиспускательного тракта.

Лечение боли в животе у детей

Если какие-либо из вышеперечисленных симптомов проходят сами по себе, то не стоит сильно переживать. Скорее всего, боль отступит сама. Чтобы наверняка убедиться, что боль в животе не имеет под собой серьезных оснований, достаточно будет создать вокруг ребенка спокойную эмоциональную обстановку, успокоить его, если он сильно переживает. Если же боли сопровождаются рвотой, высокой температурой, опухолью или вздутием живота, если при болях анализы отклонены от нормы, то ни в коем случае не стоит пытаться лечить ребенка самостоятельно, чтобы не навредить ему еще больше. При аппендиците необходимо немедленно вызвать бригаду скорой помощи. Любое дальнейшее лечение может назначить только педиатр. Главное – никакого самолечения, по крайней мере без предварительной консультации врача даже и думать не следует о том, какую бы таблетку дать ребенку. Без диагноза педиатра даже клизму ставить не стоит.

Зачастую, при возобновляемых болях имеет смысл подумать о том, правильно ли питается ребенок. Поэтому при любых болях в животе у детей, если это связанно с нарушением пищеварения, надо сделать акцент в рационе ребенка на натуральные растительные продукты: соки, фрукты, овощи, злаки, свежая зелень.

Если боли сопровождаются дополнительными симптомами, то родителям стоит задуматься о психоэмоциональном состоянии своего отпрыска.

При наличии серьезных факторов, которыми сопровождается боль в животе у детей, влияющих на здоровье ребенка врач, в первую очередь, назначает физическое обследование и лабораторные тесты мочи, крови и кала, сканирование желудочного-кишечного тракта, бариевые исследования, эндоскопию. В некоторых случаях может потребоваться консультация хирурга, а также медикаментозное лечение, например при гастроэнтерите. Более серьезные случаи, такие как инфекционные заболевания или наличие опухоли, требуют стационарного лечения.

Источник

Причины периодических болей в животе у детей. Диагностика, лечение

Рецидивирующая боль, достаточная для того, чтобы нарушить нормальную жизнедеятельность, и длящаяся как минимум 3 мес, встречается у 10% детей школьного возраста. Менее чем у 10% таких детей обнаруживают какие-либо органические причины. Широко распространённое убеждение, что в оставшихся случаях имеется психогенная боль, не имеет подтверждений. В некотором числе исследований не удалось доказать отличие таких детей и их семьей от контрольных.

Однако у некоторых детей это может быть проявлением стресса или стать частью порочного круга тревожности и увеличения боли, приводящего к семейному недомоганию и требующего проведения всё большего числа инвазивных исследований. Имеются данные о том, что тревожность может приводить к нарушению моторики, которое воспринимается ребёнком как боль.

Более чем у 90% детей с периодической болью в животе отсутствуют структурные нарушения или изменения слизистой ЖКТ. Типичная боль локализуется центрально, вокруг пупка, и во всём остальном дети чувствуют себя хорошо. Однако всё чаще признаётся, что у большинства имеется один из трёх определённых симптомокомплексов, формирующихся в результате функциональных нарушений моторики кишечника или кишечных нервных сплетений:

• синдром раздражённой кишки (обычно);

• неязвенная диспепсия;

• абдоминальная мигрень.

Синдром раздражённой кишки распространённое заболевание среди взрослых, связано с нарушением желудочно-кишечной моторики и нарушением восприятия внутрибрюшных явлений. Исследования, посвященные изменению давления в тонкой кишке у детей с синдромом раздражённой кишки, предполагают, что возникают патологические сильные мышечные сокращения.

Также было показано, что взрослые, страдающие этим заболеванием, испытывают боль при раздувании баллонов в кишечнике до значительно меньших объёмов, чем в контрольной группе. Следовательно, имеется взаимодействие между этими двумя факторами и оба они изменяются под влиянием психологических факторов, таких как стресс и тревожность.

Также часто имеется положительный семейный анамнез и характерный набор симптомов, хотя не у всех пациентов встречается каждый симптом:

• Боль в животе — часто усиливается до или облегчается после дефекации.

• Слизистый стул.

• Вздутие живота.

• Чувство неполной дефекации.

• Запор, часто сменяющийся нормальным или жидким стулом.

периодические боли в животе у детей

Неязвенная диспепсия. У некоторых детей с болью в животе имеются симптомы, предполагающие нарушения в верхнем отделе ЖКТ:

• Боль в эпигастрии.

• Рвота после приёма пищи.

• Отрыжка.

• Вздутие живота.

• Раннее насыщение.

• Изжога.

При наличии этих симптомов необходимо исключить инфицирование Helicobacter pylori. Эндоскопически не удаётся выявить язву или другие поражения слизистой желудка или двенадцатиперстной кишки. Тем не менее моторика желудка нарушена.

Абдоминальная мигрень. Классическая абдоминальная мигрень часто связана с болью в животе, сопровождающей головные боли, а у некоторых детей боль в животе превалирует. Приступы боли локализуются по средней линии, пароксизмальные, стереотипические и сопровождаются побледнением лица. Обычно имеется личный или семейный анамнез мигреней. Пизотифен, антагонист рецепторов серотонина, является эффективным препаратом для профилактики у детей с частыми, выраженными симптомами.

Гастрит и пептическая язва. Широкое использование эндоскопии у детей и выявление грамотрицательных микроорганизмов Helicobacter pylori в связи с антральным гастритом сконцентрировало внимание на них как на потенциальной причине боли в животе у детей. У взрослых хорошо доказано, что Н. pylori является значительным предрасполагающим фактором для развития язвы двенадцатиперстной кишки. Эта связь у детей прослеживается менее чётко. Язвы двенадцатиперстной кишки нетипичны у детей, однако их нужно искать при наличии ночных болей, особенно если это ослабляет ребёнка или если есть сведения о наличии пептической язвы у ближайших родственников.

H. pylori вызывает узловой антральный гастрит, который может сопровождаться болью в животе и тошнотой. Он обычно выявляется на биопсии антрального отдела желудка, однако может присутствовать в микроаэрофильной культуре. Этот микроорганизм продуцирует уреазу, которая служит основой для лабораторного исследования биоптата и проведения 13С дыхательного теста (после приёма через рот меченной 13С мочевины). Серологические тесты недостоверны у детей.

Режимы лечения различны, однако часто состоят из тройной терапии, например, амоксициллином, метронидазолом и кларитромицином.

Лечение периодической боли в животе

Важно не только провести полный сбор анамнеза и исследования, но и проконтролировать их проведение, иначе уверения будут неубедительными. Это также позволит установить, что ребёнок развивается нормально и что при обследовании не выявлено аномалий. У детей с синдромом раздражённой кишки и неязвенной диспепсией может быть полезным объяснение как детям, так и родителям, что «иногда внутренности кишки становятся такими чувствительными, что некоторые дети могут ощущать, как проходит по ним пища». Также необходимо провести дифференциацию между «серьёзным» и «опасным».

Эти заболевания могут быть серьёзными, если, к примеру, они приводят к значительному снижению посещаемости школы, однако они не опасны.

Исследования должны диктоваться клиническими проявлениями. Хотя существует множество потенциальных органических причин, большинство из них редкие и требуют дополнительных исследований лишь по показаниям. Микроскопия мочи и бактериологическое исследование необходимы, поскольку ИМП могут вызвать боль при отсутствии других симптомов или признаков.

Долговременный прогноз приодических болей в животе у детей:

• Около половины детей с данными симптомами вскоре избавляются от них.

• В четверти случаев симптомы проходят в течение нескольких месяцев.

• В четверти случаев симптомы продолжаются или возвращаются во взрослом возрасте как синдром раздражённой кишки, неязвенная диспепсия и краниальная мигрень.

– Также рекомендуем “Гастроэнтерит у детей: диагностика, лечение”

Оглавление темы “Детские болезни”:

  1. Гастроэзофагеальный рефлюкс у детей: причины, лечение
  2. Стеноз привратника желудка у детей: диагностика, лечение
  3. Причины сильного плача у новорожденного. Младенческая колика
  4. Причины острой боли в животе у детей
  5. Острый аппендицит у детей: признаки, диагностика
  6. Инвагинация кишки у детей: признаки, диагностика
  7. Незавершённый поворот кишки: признаки, диагностика
  8. Причины периодических болей в животе у детей. Диагностика, лечение
  9. Гастроэнтерит у детей: диагностика, лечение
  10. Целиакия у детей: диагностика, лечение

Источник

Органы брюшной полости иннервируются двумя путями. Соответственно висцеральная боль формируется собственно в тканях и распространяется от висцеральной плевры по веточкам вегетативной нервной системы. Чувство соматической боли исходит от стенки брюшной полости и париетальной брюшины, снабжаемых веточками ЦНС.

Основные причины висцеральных болей: быстрое повышение давления в полых органах, напряжение капсулы, интенсивное сокращение мышц. По характеру висцеральные боли сжимающие, колющие или пронзащие могут сопровождаться тошнотой, рвотой, бледностью, потливостью, беспокойством больного. Усиливаются в покое и облегчаются при поворотах в постели, ходьбе. Маленькие дети при такой боли «сучат ножками». Чаще висцеральные боли манифестируют кишечными коликами.

Соматические боли возникают при раздражении брюшины или брыжейки. Характеризуются постоянством, локализуются в месте наибольшего поражения (например, правая нижняя часть живота при аппендиците), иррадиация болей соответствует нейросегменту поражённого органа. Соматические боли исходят из париетальной брюшины, стенки брюшной полости, из ретроперитонеального пространства. Для практических целей оправдано деление болей на острые («острый живот») и хронические или хронически рецидивирующие.

Пациент с болями в животе требует контакта терапевта (педиатра) и хирурга – постоянного или эпизодического (но от этого не менее важного). При анализе боли врач должен прояснить для себя следующие вопросы:

  1. начало боли;
  2. условия её появления или усиления;
  3. развитие;
  4. миграция;
  5. локализация и радиация:
  6. характер боли;
  7. интенсивность;
  8. продолжительность:
  9. условия облегчения боли.

Остро возникшие боли интерпретируют по критериям их начала, интенсивности. по месту возникновения и по общему состоянию пациента. Точный ответ на эти вопросы важен для дифференциальной диагностики хирургических и терапевтических острых болей в животе. Такой выбор всегда сложен и ответственен. Даже после, казалось бы, окончательного ответа на поставленный вопрос в пользу терапевтических болей, т.е. неоперативного, терапевтического лечения, врач должен постоянно возвращаться к проблеме дифференциальной диагностики хирургической и терапевтической боли. Ведь острая боль может быть началом нового заболевания (например, аппендицит) или неожиданным проявлением хронического (пенетрация язвы желудка).

Словосочетание «острый живот» подразумевает интенсивные боли в животе, возникшие резко и продолжающиеся в течение нескольких часов. Такие боли часто имеют неуточнённую этиологию и по локальной и общей клинической картине воспринимаются как неотложная хирургическая ситуация. Основной симптом при хирургическом «остром животе» – интенсивные, коликообразные или продолжительные боли, обычно сопровождаемые илеусом и/или симптомами раздражения брюшины, что отличает их от терапевтической патологии.

При коликообразных висцеральных болях (боли при холелитиазе, механическом илеусе) пациенты скрючиваются от боли, мечутся в постели.

При соматической боли (перитонит) пациенты неподвижны, лежат на спине. Определяются мышечная защита, симптом Щёткина-Блюмберга, боль при перкуссии в месте наибольшего раздражения брюшины. В целях дальнейшей дифференциальной диагностики необходимо провести перкуссию области печени (тупость отсутствует при пневмоперитонеуме), аускультацию кишечных шумов («гробовая тишина» – при перитоните, высокие металлические звуки при механическом илеусе), ректальное и гинекологическое обследования. Местные признаки сопровождаются общей симптоматикой: повышение температуры, лейкоцитоз с нейтрофилёзом и токсической зернистостью, рвота, задержка газов и стула, тахикардия, нитевидный пульс, сухой язык, мучительная жажда, эксикоз, запавшие глаза и щёки, заострившийся нос, пятнистая гиперемия лица, беспокойство, холодный пот, падение АД. Эти общие изменения свидетельствуют как о хирургической патологии, так и о распространённости и тяжести процесса.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Источник

Лекции.Орг

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина Педиатрия
Модуль
Содержательный модуль №3
Тема занятия Дифференциальная диагностика синдрома абдоминальной боли, желудочной диспепсии. Функциональные и органические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. Дифференциальная диагностика синдрома запора и диареи. Функциональные и органические заболевания кишечника у детей.
Курс
Факультет Медицинский №1

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:Заболевания органов пищеварения занимают значительное место в структуре детских соматических заболеваний, причем в теперешнее время во всем мире отмечают тенденцию к увеличению их частоты. Медико-социальное значение этой проблемы обусловлено значительным распространением этих заболеваний, их рецидивирующим прогредиентным течением, возможным развитием тяжелых осложнений.

В Украине частота выявления хронических заболеваний пищеварительной системы у детей превышает 100 на 1000 детского населения. Рядом с количественными изменениями, заболевания органов пищеварения имеют значительные качественные сдвиги, что в значительной степени связано с внедрением в клиническую практику новых информативных инструментальных, иммунологических, серологических, бактериологических и морфологических методов исследования, что позволило пересмотреть сущность многих патологических процессов. В последние годы уточняются и даже трансформируются не только представления об этиологии и патогенезе заболеваний пищеварительного тракта, но и принципы их лечения и профилактики; наработаны дифференцированные подходы к лечению хронических заболеваний пищеварительной системы с использованием комплекса медикаментозных и немедикаментозных средств. Поэтому, учитывая все выше изложенное, представляется необходимым детальное ознакомление с данной проблемой.

2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Определять возможные причины развития наиболее распространенных патологических синдромов у детей с гастроинтестинальной патологией.

2. Определять тактику ведения больных с гастроинтестинальной патологией.

3. Проводить клинический осмотр больного с гастроинтестинальной патологией.

4. Планировать обследования больного ребенка с гастроинтестинальной патологией и интерпретировать полученные результаты.

5. Проводить дифференциальную диагностику гастроинтестинальной патологии у детей и ставить предварительный клинический диагноз.

6. Ставить диагноз и назначать лечение детям с гастроинтестинальной патологией.

7. Осуществлять прогнозы (для жизни, для здоровья, для работоспособности) детям с гастроинтестинальной патологией.

8. Неотложная помощь при осложнениях обусловленных гастроинтестинальной патологией у детей.

9. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского работника та принципами субординации в детской гастроэнтерологии.

3.БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (междисциплинарная интеграция):

Название предыдущих дисциплин Полученные навыки
Анатомия, физиология Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. Характеризовать нормативные показатели пищеварительной системы у детей
Патологическая анатомия и физиология Знать особенности гормональной и неврологической регуляции желудочной секреции, процессов пищеварения, морфологические изменения со стороны слизистой оболочки пищеварительного тракта, механизм образования эрозий, механизм развития клинических признаков. Интерпретация результатов анализов.
Пропедевтика детских болезней Знать методику исследования пищеварительной системы у детей, инструментальные методы обследования состояния ЖКТ у детей. Провести пальпацию, перкуссию, аускультацию пищеварительной системы ребенка. Дополнительные обследования, определять и интерпретировать полученные показатели – ФГДС, рН-метрия, пробы на определение Нр, УЗИ.
Микробиология Знать методику посевов выделений и секретов и интерпретировать результаты. Методы выявления Н.pylory
Фармакология Знать группы препаратов, которые используются для лечения заболеваний пищеварительного тракта. Назначать необходимые препараты с учетом состояния ребенка, его возраста и массы, особенностей индивидуальных реакций. Уметь выписать рецепты.
Хирургия Знать клинико-анамнестический комплекс признаков осложнений заболеваний пищеварительной системы. Основы хирургического лечения.
Факультетская педиатрия Клинико-анамнестический и лабораторно-инструментальный комплекс признаков заболеваний ЖКТ у детей разного возраста. Выявлять признаки органических и функциональных заболеваний пищеварительного тракта у детей разного возраста.
Внутрипредметная интеграция Дать клиническую оценку изменениям показателей общеклинического, биохимического и иммунологического исследования сыворотки крови, интерпретировать данные инструментальных методов обследования.

4.ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
Боль Сложное, резко отрицательное, эмоционально окрашенное ощущение, возникающее при действии повреждающих факторов на структуры, имеющие специальные рецепторы.
Термин «ахалазия» дословно означает отсутствие передвижения.
Эзофагоспазм Заболевание характеризуется интермиттирующей, однако, сильным и длительным спазмом пищевода, возникающее во время глотания.
Понятие «гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь» (ГЭРБ) Включает недостаточность кардии (халазия кардии) и гастроэзофагеальный рефлюкс и эзофагит с гастроэзофагеальным рефлюксом.
Хронический эзофагит Хроническое поражение пищевода с воспалительно-дистрофическими изменениями слизистой оболочки и окружающих тканей. Хронический эзофагит – полиэтиологическое заболевание, в основе которого лежит преимущественно желудочно-пищеводный рефлюкс на фоне недостаточности кардии.
Острый эзофагит (ОЭ) Воспалительное и дистрофическое повреждение слизистой оболочки пищевода.
Функциональные гастроинтестинальные расстройства (ФДР) Это нарушение функции органов пищеварения, связанных с изменением их регуляции и сопровождаются разнообразной комбинацией гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических нарушений.
Руминация Это постоянная регургитация недавно сьеденной пищи, которую ребенок снова пережовывает и повторно глотает, но при этом отсутствуют признаки любого явного органического заболевания.
Аэрофагия Чувство распирания в эпигастрии, возникающее вследствие чрезмерного заглатывания воздуха и уменьшается после отрыжки воздухом. Как известно, заглатывание воздуха является бессознательным физиологическим актом, но при аэрофагии происходит чрезмерное заглатывание воздуха, причем не обязательно связано с приемом пищи.
Синдром циклической рвоты (СЦР) – Заболевание преимущественно детского возраста, которое проявляется стереотипными повторными эпизодами рвоты, сменяющиеся периодами полного благополучия.
Функциональная диспепсия у детей раннего возраста Это постоянный или рецидивирующий боль или дискомфорт в верхней части живота.
Кишечные колики Это внезапные и выраженные приступы плача и беспокойства младенцев в течение 3 и более часов в течение суток не менее 3 дней в неделю в течение хотя бы одной недели.
Функциональная диарея Это безболезненная дефекация 3 и более раз в сутки большим количеством неоформленных испражнений, длящиеся 4 и более недель с дебютом в периоде новорожденности или в дошкольные годы. При этом отсутствует отставание роста, если рацион достаточно калорийный.
Функциональный запор (ФЗ) Нарушение функции кишечника, которое проявляется увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематическим недостаточным опорожнением кишечника.
Функциональная диспепсия (ФД) Это симптомокомплекс, встречающийся у детей старше 1 года, характеризуется дискомфортом и/или болью в верхних отделах живота, чувством быстрого насыщения, тошнотой, рвотой, вздутием живота, если при обследовании не удается выявить любые органические заболевания.
Хронический гастродуоденит (ХГД) Хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, сопровождающееся неспецифической структурной перестройкой слизистой оболочки и железистого аппарата желудка и 12-перстной кишки (дистрофические, воспалительные и дисрегенераторные изменения), расстройством секреторной, моторной и, нередко, инкреторной функции желудка и 12-перстной кишки. Возможно появление метаплазии (желудочной, кишечной).
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки Хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся образованием язвенного дефекта в стенке желудка или 12-перстной кишки на фоне воспалительных изменений слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки, склонное к прогрессированию, с вовлечением в патологический процесс других органов и систем, развитием осложнений, угрожающих жизни больного.
хронический запор Это, прежде всего, стойкое или часто повторяющееся, сроком более 3 мес. нарушение функции толстой кишки с урежением частоты стула (менее 3 раз в неделю, для детей до 3 лет – менее 6 раз в неделю), вынужденным натуживанием, занимающим более 25% времени акта дефекации, ощущением “неполного опорожнения кишки”.
Синдром раздраженного кишечника (СРК) (синдром раздраженной толстой кишки, дискинезия кишечника, дискинезия толстой кишки, спастический колит, спастическая толстая кишка, функциональная колопатия, слизистая колика, невроз кишки и др ..) Функциональные гастроинтестинальные нарушения, вызванные расстройствами моторной функции кишечника, характеризующиеся абдоминальной болью и нарушением кишечных функций без специфической органической патологии.
Хронический энтерит (ХЭ) Полиэтиологическое заболевание основу которого составляют воспалительные и дистрофические процессы в стенке тонкой кишки, которое вызывает нарушения пищеварительной, выделительной и двигательной функции органа и, как следствие, нарушение обмена веществ.
Хронический колит (ХК) (хронический неязвенный колит) Хроническое воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки толстой кишки с преобладанием в клинической картине признаков функциональных расстройств.
Язвенный колит (ЯК) Хроническое заболевание с прогрессирующим рецидивирующим течением, с периодами кровавой диареи, основой которого является воспалительный процесс в толстой кишке с выраженными деструктивными изменениями ее слизистой оболочки и подслизистого слоя.
Болезнь Крона (БК) (син.: терминальный, регионарный илеит, гранулематозный энтероколит) Хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся трансмуральным гранулематозно-язвенным воспалением преимущественно терминального отдела подвздошной и слепой кишки.
      

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Современные взгляды на этиологию и патогенез органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.

2. Классификация (клиническая и клинико-патогенетическая) органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки, функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста, функциональных и органических заболеваниях кишечника у детей.

3. Основные клинические синдромы органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.

4. Дифференциальная диагностика органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.

5. Лабораторно-инструментальная диагностика органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.

6. Современные подходы к лечению органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.

7. Принципы диспансерного наблюдения за детьми с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

4.3.Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Работа с тестовыми заданиями.

2. Работа студентов в палатах у постели больных детей с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

3. Интерпретация дополнительных методов обследования.

4. Клинический разбор больных с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

5. Решение ситуационных задач.

6. Назначение лечения, каждому отдельному ребенку с органическими и функциональными заболев?

Читайте также:  Почему болит внизу живота и отдает в заднем проходе
[footer_counters]