Ползти было неудобно с непривычки болели колени и локти
Выбрать главу
«Ого, как далеко заперли», — мелькнуло у Леньки в голове. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти, от финки сводило челюсти, мешали гранаты и запасной магазин. Но он все полз и полз, боясь отстать от капитана, перебирая руками и ногами, глотая слюну и прислушиваясь к окружающей тишине.
Наконец, слава Богу, повернули назад.
Никаких мин нигде не обнаружили. И немцев тоже. Черт его знает, куда они делись, — даже ракет никаких.
Попали на знакомое болотце, обогнули его. Впереди, в темноте, наметились смутные очертания двух расщепленных снарядами груш — до своих, значит, уже недалеко. И вдруг… Капитан остановился. Ленька чуть не ударился носом о его сапоги. Как был с протянутой рукой, так и застыл. Где-то правее, шагах в двадцати, слышны были голоса. Кто-то говорил сдавленным шепотом, кто-то отвечал. Потом умолкли. Ленька впился в темноту так, что в глазах поплыли зеленые круги. Как будто курит кто-то. Мелькнул огонек и погас. Ленька почувствовал, как в нем все сжалось и напряглось. Сердце уже не стучало — оно тоже притаилось. Во рту пересохло. Он вынул изо рта финку, подтянул правую ногу, потом левую, беззвучно подполз к капитану. Тот, не поворачивая головы, нащупал Ленькину руку и крепко сжал ее, Ленька понял… Медленно, затаив дыхание, пополз в сторону огонька.
9
Ленька лежал на траве и смотрел широко раскрытыми глазами в небо — черное, без единой звездочки. Сильно болела шея. Большой палец на левой руке был вывихнут и распух. Гимнастерка и даже майка распороты ножом сверху донизу. Нож прошелся по груди и животу, но как-то странно, оставив только легкую, даже не кровоточащую царапину. Немец оказался очень сильным, и Ленька долго возился с ним, пока тот не притих окончательно.
Капитан ушел куда-то докладывать о результатах разведки. Кругом было тихо — чуть-чуть только шумели сосны над головой, и откуда-то издалека доносилось ржание лошади. Лейтенант Ляшко с ребятами давно ушли. Ленька остался один. Полк был чужой: кроме разведчиков, он в нем никого не знал, да и вообще ему сейчас никого не хотелось видеть. Почему-то все время трясло мелкой противной дрожью. И шея болела. Трудно было голову повернуть.
Мимо прошел боец. Ленька окликнул его и попросил спичек. Тот дал. Ленька чиркнул и, заслонив огонек ладонями, еще раз внимательно осмотрел финку. Нет, крови на ней не было. Значит, когда он ударил немца, он попал в ранец или противогаз. И все-таки он ткнул несколько раз финку в землю, потом старательно обтер ее краем гимнастерки.
…Немец почти сразу же выбил у него финку. Потом они долго молча катались по траве. Потом… Ленька опять задрожал. Он встал и, вскинув автомат на плечо, пошел по лесу. Шагов через двадцать столкнулся с капитаном. Было темно, но капитан сразу узнал его.
— Ты куда?
Ленька ничего не ответил.
— А я за тобой. Начальству доложено, Бурлина назад отправил с Антоновым и Тугиевым, а нам с тобой можно и передохнуть. — Капитан слегка толкнул Леньку в спину. — Пошли.
Ленька не спросил куда, решил, что в расположение, но, миновав дальнобойную батарею, капитан повернул не направо, а налево, к артиллерийским землянкам.
— Кто идет? — раздался в темноте хриплый голос.
— Ладно, ладно, свои. — Капитан даже не убавил шагу. — Темнота эта чертова… Какая тут инженерова землянка? Эта, что ли?
После лесной непроглядной тьмы в землянке казалось ослепительно светло. В глубине, за самодельным столиком, в расстегнутой гимнастерке сидел капитан Богаткин, листал журнал. В углу храпел связист.
— Вот он наш герой, — весело сказал Орлик, входя. — Леонид Семенович Богорад. Прошу любить и жаловать.
— А мы уже знакомы. — Инженер устало улыбнулся и встал. — А вид действительно геройский.
Ленька только сейчас вспомнил, что гимнастерка на нем разорвана, и торопливо стал засовывать ее в штаны.
— Постой, постой, герой! — Инженер подошел к нему и провел пальцем по твердому, покрытому пушком Ленькиному животу. — Это что, раны боевые? Давай-ка мы их зеленкой. У нас тут все есть.
Он по всем правилам намотал на спичку вату, окунул ее в пузырек и нарисовал на Ленькином животе яркую зеленую полосу от ключицы до пупка.
— Повезло тебе, брат. Все внутренности сохранил. Пригодятся еще. А теперь застегивайся и садись.
Источник
Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Вариант 1
Какое предложение является бессоюзным? (знаки препинания не расставлены)
А) Всем известно и Москва не сразу строилась.
Б) Где мед там и мухи.
В) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.
2. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?
А) Я оглянулся: третьей тройки за нами уже не было
Б) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
В) Будет дождик – будут и грибки.
3. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Джельсомино запел ( ) в окрестных домах повылетали стекла.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
4. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Будут билеты ( ) поедем на все лето на Черное море.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
5. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Всю дорогу до хутора молчали ( ) говорить мешала тряская езда.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
6. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Он гость ( ) я хозяин.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
7. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Хорошо помню одну нашу игру, которая называлась «делать Боборыкина». (2)Мы слышали, как взрослые в гостиной, споря о современной литературе, довольно часто произносили это смешное слово «Боборыкин».
(3)Мы с Сашей понятия не имели, что это фамилия известного в то время писателя Боборыкина. (4)Слово «Боборыкин» в силу своей фонетики имело для нас значение звука опрокинутой гнутой венской качалки, стоявшей в нашей гостиной рядом с фикусом.
(5)На этой качалке любил сидеть, покачиваясь, папа и читать книгу или газету. (6)Для взрослых качалка была частью обстановки. (7)Для нас же с Сашей качалка с её жёлтым плетёным сиденьем и такой же спинкой, с её выгнутыми ручками, с её полозьями, на которых она так легко покачивалась, была в одно и то же время и качелями, и частью какой-то упругой деревянной машины, и лодкой, и даже беседкой, если её перевернуть вверх полозьями.
(8)Мы любили опрокидывать качалку потёртыми полозьями кверху, стукаясь об пол своими упругими буковыми ручками, она несколько раз подпрыгивала, издавая звуки «бо-бо-бо», вследствие чего мы и назвали нашу игру с качалкой «боборыкин».
8. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Осенний день заканчивался, тени ложились косыми полосами на землю, и ветер сбивал холодные капли с голых ветвей. (2)Санька всё не возвращался, и мама начала волноваться. (З)Она то и дело поглядывала в окно и сердито косилась на меня: это ведь я отправил братишку в соседний дом за романом «Таинственный остров», который мне пообещал на вечер Юрка Ковалёв. (4)Я не выдержал её укоризненного взгляда и стал торопливо одеваться, мысленно ругая про себя непутёвого братишку. (5)Было ясно, что Санька вероломно воспользовался моей просьбой, чтобы вырваться на улицу, и сейчас где-то бегает с друзьями, а потом, когда вернётся, похлопает глазками и скажет, что он хотел делать уроки, но старший брат выгнал его на улицу, и он послушно попёрся за дурацкой книжкой. (б)Попросил бродягу на свою голову об одолжении, и вот теперь нужно идти рыскать по всем дворам, проще было самому сбегать к Ковалёву.
Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Вариант 2
1.Какое предложение является бессоюзным? (знаки препинания не расставлены)
А) Без росы и трава не растет.
Б) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
В) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
2. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Только шагнули мы вперед ; из-за куста раздался выстрел.
В) Наступал вечер: шёл дождь, порывисто дул ветер.
3. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Собака была славная ( ) уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные.
А) Тире
Б) Двоеточие
В) Точка с запятой
4. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
5. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
6. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.
А) Двоеточие
Б) Тире
В) Запятая
7. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Хорошо помню одну нашу игру, которая называлась «делать Боборыкина». (2)Мы слышали, как взрослые в гостиной, споря о современной литературе, довольно часто произносили это смешное слово «Боборыкин».
(3)Мы с Сашей понятия не имели, что это фамилия известного в то время писателя Боборыкина. (4)Слово «Боборыкин» в силу своей фонетики имело для нас значение звука опрокинутой гнутой венской качалки, стоявшей в нашей гостиной рядом с фикусом.
(5)На этой качалке любил сидеть, покачиваясь, папа и читать книгу или газету. (6)Для взрослых качалка была частью обстановки. (7)Для нас ^ке с Сашей качалка с её жёлтым плетёным сиденьем и такой же спинкой, с её выгнутыми ручками, с её полозьями, на которых она так легко покачивалась, была в одно и то же время и качелями, и частью какой-то упругой деревянной машины, и лодкой, и даже беседкой, если её перевернуть вверх полозьями.
(8)Мы любили опрокидывать качалку потёртыми полозьями кверху, стукаясь об пол своими упругими буковыми ручками, она несколько раз подпрыгивала, издавая звуки «бо-бо-бо», вследствие чего мы и назвали нашу игру с качалкой «боборыкин».
8. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Осенний день заканчивался, тени ложились косыми полосами на землю, и ветер сбивал холодные капли с голых ветвей. (2)Санька всё не возвращался, и мама начала волноваться. (З)Она то и дело поглядывала в окно и сердито косилась на меня: это ведь я отправил братишку в соседний дом за романом «Таинственный остров», который мне пообещал на вечер Юрка Ковалёв. (4)Я не выдержал её укоризненного взгляда и стал торопливо одеваться, мысленно ругая про себя непутёвого братишку. (5)Было ясно, что Санька вероломно воспользовался моей просьбой, чтобы вырваться на улицу, и сейчас где-то бегает с друзьями, а потом, когда вернётся, похлопает глазками и скажет, что он хотел делать уроки, но старший брат выгнал его на улицу, и он послушно попёрся за дурацкой книжкой. (б)Попросил бродягу на свою голову об одолжении, и вот теперь нужно идти рыскать по всем дворам, проще было самому сбегать к Ковалёву.
Ключи к тесту
1 вариант 2 вариант
1-а 1-б
2-б 2-в
3-б 3-б
4-а 4-б
5-а 5-а
6-б 6-б
7-8 7-8
8-3 8-3
Источник
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.
1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, т. к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
3) Ставится тире, т. к. вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится запятая, т. к. перечисляются одновременно происходящие явления.
2. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.
2) Вы так просто ей и скажите ( ) Ганин, мол, уезжает.
3) Посмотрит ( ) рублем подарит.
4) Небо очистилось, замелькали звезды ( ) становилось уже светло.
3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Совесть потеряешь – другой не купишь.
1) Вторая часть указывает на быструю смену событий.
2) Содержание второй части противоречит содержанию первого.
3) Первая часть указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.
4) Первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом.
2) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть имеет значение изъяснения.
3) Ставится тире, т. к. в предложении содержится противопоставление.
4) Ставится запятая, т. к. перечисляются последовательно происходящие явления.
5. Объясните постановку тире в данном предложении.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
1) Предложение рисует быструю смену событий.
2) В предложении содержится противопоставление.
3) Первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части.
4) Вторая часть заключает в себе вывод того, что говорится в первом.
6. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?
Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая ( ) она щурилась, вертела головой.
1) Ставится точка с запятой, так как части менее связаны по смыслу и распространены внутри.
2) Ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления.
3) Ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.
4) Ставится тире, так как вторая часть заключает в себе вывод того, о чем говорится в первой.
7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.
1) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа ( ) гремели машины, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.
2) Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает.
3) Проснулся ( ) пять станций убежало.
4) В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
8. Объясните постановку знака препинания в данном предложении.
Всю дорогу до хутора молчали ( ) говорить мешала тряская езда.
1) Ставится тире, т. к. вторая часть указывает на быструю смену событий.
2) Ставится тире, т. к. содержание первой части предложения сравнивается с содержанием второй.
3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чем говорится в первой.
4) Ставится запятая, т. к. идет перечисление фактов.
9. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.
1) Он гость ( ) я хозяин.
2) Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.
3) Проснулся ( ) уже светло.
4) Наступила весна ( ) появились первые цветы на поляне.
10. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.
1) Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.
2) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.
3) Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.
4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Источник
Условие
457. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений (перечислительные, пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные). Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу (П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль (Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал бежать — ноги от страха не двигались (Л. Т.). 6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада, и чудеса световые
{Пришв.). 8. Он гость — я хозяин (Багр.). 9. Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед — все двигались вперед; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой спорить — бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти (Некр.).
Для справок. Между предложениями, объединенными в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Знак
препина
ния
Пример
Смысловые отношения между предложениями
Запятая
Небо очистилось, замелькали звезды, становилось уже светло (Акс.).
Перечисление фактов или явлений.
Точка с запятой
Герасим схватил Му му, стиснул ее в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду (Г.).
То же самое, но при более распространенных предложениях (особенно когда внутри предложений есть уже запятые).
Двоето- г чие
Меня грызет сомнение: может быть, и в самом деле надо было переждать до вечера? (Бакл.).
Вы так просто ей и скажите: Ганин, мол, уезжает и просит не поминать его лихом (Наб.).
Второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание (можно вставить слова а именно).
Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить союз что).
Знак
препина
ния
Пример
Смысловые отношения между предложениями
Я поглядел кругом:
То же самое (можно вста-
торжественно и
вить слова и увидел,
царственно стояла ночь (Т.).
что).
Всю дорогу до хуто-
Второе предложение ука-
ра молчали: гово-
зывает причину того,
рить мешала тряс-
о чем говорится в первом
кая езда (Ч.).
(можно вставить союз потому что).
Тире
Вдруг мужики с то-
Второе предложение ука-
порами явились —
зывает на быструю смену
лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.).
событий.
Косили версту —
Содержание второго
выкосили грош
предложения противоре-
(М. Г.).
чит содержанию первого (можно вставить противительный союз).
Лес рубят — щепки
Первое предложение ука-
летят (посл.).
зывает на время соверше-
«
ния действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз когда).
Любишь катать-
Первое предложение ука-
ся — люби и саноч-
зывает на условие совер-
ки возить (посл.).
шения действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз если).
Хвалы приманчи-
Второе предложение со-
вы — как их не по-
держит в себе следствие,
желать? (Кр.).
вывод из того, о чем говорится в первом предложении (можно вставить слово поэтому).
Знак
препина
ния
Пример
Смысловые отношения между предложениями
Посмотрит — рублем подарит (Н.).
Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (можно вставить союзы словно, будто).
Решение
Источник